Если раздавать титулы и премии, то “undergrouпd magazine” "ВLАСКWIТН" (пос. Мегет) получит первое место в соревновании наиболее быстро прогрессирующих изданий. Судите сами: №1 выходит в 1995 году, рукописный, А5, 36 стр., ксерокс; №2 - 1996 год, судя по качеству - типография, А4, 96 стр., тираж 1000 экз.. вполне разборчивые фотографии (в первом номере лица выглядят гак скопление черных и белых пятен); декабрь 1997 года, типография, цветная обложка. 96 стр., 1050 экз., отличная глянцевая бумага. В среднем редактора/автора рецензий, интервью и текстов Андрея (Аndу) Колпакова уходило по году на один номер журнала - вне зависимости от технической оснащенности. Рукописный один номер журнала по его же собственным словам, он готовил также год, но вот в последнее время темп несколько снизился, и №4 вроде 6ы вышел в 2000 году. Возникает законный вопрос: чем же редактор занимался целый год и какой тематике он отдал столько сил и денег? Самые прозорливые читатели могли догадаться уже по названию журнала: "экстремальные" направления в музыке, doom , death, blаск, но, поскольку личные пристрастия Колпакова несколько шире, а географически он сам себя ограничил рамками России, то для заполнения площади пишет и о hаrd-rоск, heavy-metal, power и прочем в том же духе. И не только пишет - "BLAСКSМIТН distro&productioп" предлагает желающим некоторое (значительное!) число альбомов и демо-записей тяжелых групп, десятка полтора фэнзинов, а также полный набор для фанатеющих личностей - майки, видео, СD ... Колпаков еще и менеджер группы "Изжога" (по крайней мере, был в 97-ом). Что же касается собственно журнала, то любителям "металла" должно быть интересно. С первого номера Колпаков использует свои широчайшие связи по всей стране и пишет о группах из Воронежа, Гомеля, Казани, Смоленска, Миасса, Сум.... Идеология - которая в деяниях "металлистов" значит так много - для Колпакова не более чем повод для расспросов, и он совершенно не делает никаких различий для сатанистов, готиков, язычников и фашистов. В первом номере нашлось место дебилам из Архангельска, объединившимся в группу HITLER, чтобы играть так называемый warcore. Колпаков посчитал, что к их излияниям "комментарии излишни"... Вопрос о политике задается регулярно. Но не менее регулярно в ответ раздается: "К черту! Политика - дерьмо!", и разговор на этом сам собой заканчивается. Личные и взгляды редактора на мир не являются предметом обсуждения в данном материале, но сам Колпаков во втором номере журнала поместил статью "ТIМЕ OF SАТАN", посвященную сатанизму, и даже пообещал в будущем сделать раздел постоянным. Как записать музыку со специфическим звуком - посоветуют в специальной рубрике "Через тернии к звездам”, а вот именно описание звука, который заставляет человека бросить обычную жизнь и заниматься издательской деятельностью, не ищите. В интервью "по переписке" группы рассказывают о своей истории, переменах в составе, ориентирах, даже о выборе алкогольных напитков, а музыка характеризуется на узкоспециальном жаргоне: extreme noise terror, grind, doom. В сочетании множества английских слов, дат и кличек с фотографиями однообразно волосатых и однообразно одетых личностей есть что-то гипнотическое.

Проект «СИБИРСКИЙ ТРАКТ» был задуман в декабре 1998 года, вскоре после того, как руководство газеты "СМ-Номер Один" приняло решение ликвидировать молодежное приложение «Остров Я». Название объясняется по-разному: одни говорят, что это просто название единственной в Ангарске кривой улицы Московский тракт, в котором чуждое Сибири слово заменено другим. Чуть позже появилась версия, что обыграно название песни группы «ЧайФ». Как бы там ни было, обе версии хороши. Два бывших сотрудника "Острова Я" (один из них – назовем его А. - в это время числился военнослужащим, а другой - Б., отслужив, осваивал профессию - слесаря) после месяца обсуждений, переговоров с друзьями и знакомыми составили список материалов. Однако, ввиду отсутствия компьютеров, машинок и прочей техники, процесс изготовления макета затянулся настолько, что первый номер вышел только в конце мая 1999 года и имел с замыслом мало общего. Помимо неизбежной "программы" нового издания читатель мог узнать о выходе в свет первой кассеты "Восточно-сибирский панк", ознакомиться с рецензиями на старые и относительно новые аудиокассеты иркутских групп и исполнителей, выписать для себя - при желании - адреса полутора десятков самиздатских газет и журналов со всех концов страны, ужаснуться обилию матерщины в биографии группы "ФЛИРТЪ", написанной лично Суром. Центральный разворот журнала украшала открытка из серии «Панки», изготовленная фирмой "Арт-Издат". (Это тем более ценно, что вскоре кто-то ограбил офис фирмы и вынес именно тот компьютер, в котором хранились файлы открыток). Первый тираж в 50 экземпляров расходился с трудом. Помогли редакции Сэм (с его обширными связями по всей стране 10 экземпляров ему еще и не хватило) и московский самиздатчик, редактор (в тот момент) журнала "Утопия" Влад Тупикин. Отзывы общественности были положительные, но - по ощущениям редакции - неправильные, журнал посчитали очередным чуть анархизированным панк-зином. Также быстро отреагировали т.н. «профессиональные журналисты», и осенью, слегка подпорченный никчемными дополнениями текст рецензии на кассету "Восточно-сибирский панк" был опубликован в газете "Что почем". После определенной «воспитательной работы» с «автором» заметки, газета напечатала микроскопический текстик с указанием на первоисточник.

Чтобы опровергнуть сложившееся о журнале представление, редакция в рекордно короткие сроки (в октябре был готов тираж) изготовила т.н. "армейский' номер. В него вошли интервью с реальными дембелями (подчиненными редактора А., служившего в это время в части недалеко от Иркутска), армейские дневники редактора Б., рассказы и статьи близких редакции людей (например, мемуары Подшивалова о военных сборах 1984 года) и - предмет особой гордости - интервью с лучшим (по единодушному мнению редакции) бардом города Олегом Медведевым. Третий номер до сих пор остается непревзойденным по разбросу тем. Никогда (по словам искушенных иногородних читателей) в самиздате не печатали обзорные статьи о театре; впервые в журнале появились репортажи с концертов сразу по всему спектру - традиционный рок, панковские акции, концерт творческой студии "Полнолуние"; впервые не только в самиздате, но и вообще в иркутской прессе было опубликовано интервью с прекрасной художницей Ульяной Карагод (живущей то в Москве, то в Улан-Удэ, то в Иркутске) и воспроизведены некоторые ее рисунки. В изготовлении номера принял деятельное участие Сэм, написавший загадочную историю о живущей где-то в Прибайкалье старушке, которая непостижимым образом научилась играть настоящий блюз, и один из трех текстов о новом романе Виктора Пелевина «Generation П». Украшением номера стали два комикса (одни антирекламный, другой антивыборный, работы талантливых людей Дениса и Настурции), уже твердо занимали свои места рецензии на самиздат и музыку. Шапочное знакомство редакции с коммуной иркутских хиппи вылилось в публикацию на страницах "С. Т." хипповского журнала "СОЛЬ". Иногородние читатели ругались, называя его обидным словом "6еспонтовый", но редакция до сих пор сожалеет о лености хиппи, так ни разу и не вышедших на связь после этого.

Номер 4 стал "сибирским сепаратистским". Начало очередной чеченской кампании совпало с внезапным пробуждением интереса к родной сибирской истории - в результате ключевыми для номера в целом стали статья "Думайте!" серии материалов под общим заголовком "Занимательные сибирские страницы". Из стихов барда Александра Невзорова редакция старательно отобрала именно "сибирские". Порадовали знанием истории старшие товарищи - Подшивалов (статья о Г. Потанине "Патриарх свободной Сибири") и Михаил Кулехов (журналист, сотрудник "Байкальской открытой газеты", написал для журнала статью "Восстановление доброго имени"). Совершенным безобразием можно считать интервью с Углом, поэтом и шоу-мэном из Улан-Удэ: мало того, что герой был нетрезв и жутко матерился (текст был опубликован без всякой правки), так еще и заявил, что совершенно одинаково спокойно относится к любому "...изму" - фашизму, коммунизму... Общение редакции с голландской анархисткой Марселой вылилось в интервью, которое - вдумайтесь! - Марсела взяла у самой себя, и было напечатано в журнале на английском. В конце номера был воспроизведен – в развитие белорусской темы текст песни «Гражданская война» минской группы “DEVIATION ” на родном языке музыкантов. Редакция цинично заявила, что при случае напечатает чего-нибудь и на папуасском. Быстрое продвижение редакции к вершинам самиздатского творчества далось недешево. Расширение связей с самиздатчиками по всей стране (без преувеличения - таких контактов ни у кого в Иркутске еще не было, огромная переписка, широчайшие контакты с иркутскими музыкантами, художниками и прочими творческими людьми - все это было прекрасно, но жизнь не стоит на месте. Уволившись в запас, А. начал делать карьеру - даже быстрее, чем он верстал журнал. Очередной пятый номер делался уже без его участия и получился более политизированным.

Вероятно, в наш обзор попали не все издания - только в течение мая 2001 года автор узнал о существовании трех ранее неизвестных ни ему, ни широкой самиздатской общественности проектов. В том же мае вышел первый номер газеты Федерации анархистов Иркутска "ПРЯМАЯ РЕЧЬ", посвященный происходившим в разных странах и в разные годы «майским событиям». Вероятно, не будут сидеть без дела разъехавшиеся по области бывшие сотрудники «КУДА ИДЕШЬ?» и «СОЛЬ». Готовится очередной номер «СИБИРСКОГО ТРАКТА». Возможно, самиздат не вечен, но пока есть люди, желающие высказать своё, идущее вразрез с официальным или «общепринятым», мнение – САМИЗДАТ БУДЕТ.

 

Автор статьи – Владимир Скращук.

Перепечатано из «Александровский Централ» №№7, 8, 9 (2001г.)

Дополнено из http://slovo.isu.ru/ud/samizd.htm

Hosted by uCoz